The GEF Small Grants Programme

in Uzbekistan

Как восстановить леса Узбекистана без затрат бюджета и с пользой для местного населения – один из возможных механизмов

Деушева Г.
руководитель проекта,
кандидат биологических наук

Хотя в этой статье речь пойдёт о восстановлении лесных массивов, тем не менее, перед тем, как рассказать о предлагаемом способе восстановления, мы хотим немного остановиться на том, почему важен не только лес, но и вообще древесные насаждения.

Значение леса для страны и её людей трудно переоценить. Лес:

– источник множества продуктов различного назначения. Это деловая древесина, дрова, грибы, орехи, лекарственные растения и т.д. Всё это является неотъемлемой частью жизни людей и дохода для их существования;

– место обитания флоры и фауны: потеряв леса, мы потеряем всё биоразнообразие страны, а это грозит экологической катастрофой. Существует экспертная оценка, что если мы потеряем опылителей, которые живут в лесных сообществах, человечество умрет с голоду менее чем через 3 года;

– мелиоративное значение: лес закрепляет берега рек и склоны гор, уберегая их размывов и разрушения, регулирует весенние поверхностные стоки, переводя их в грунтовые; регулирует водный режим почв и рек; очищает воду, сохраняя её чистой в наших реках, озерах и под землёй;

– регулирует климат: лес продуцирует кислород и поглощает углекислый газ, то есть играет немаловажную роль в газовом балансе атмосферы и регулировании планетарного климата Земли, увлажняет воздух и ослабляет ветер;

– эстетика и рекреация – все большее значение приобретает использование лесов для социальных нужд – отдыха и оздоровления человека, улучшение среды его обитания. Рекреационные свойства леса весьма разнообразны. Он производит фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, тем самым оказывая благоприятное воздействие на нервную систему человека;

– даёт кислород, необходимый для дыхания;

– лес (деревья в городе) поглощает шумы: кроны лиственных деревьев отражают и рассеивают до 70% звуковой энергии; нейтрализует действие вредных промышленных выбросов.

Естественное восстановление лесов в горах
Янгиабада. Ташкентская область.

На сегодняшний день лес повсеместно становится одной из главных опор становления «зеленой» экономики в мире. Например, использование пеллетов/брикетов, сделанных из отходов растительности, может легко стать большой частью возобновляемой энергии, удовлетворяющей нужды людей. Это возобновляемая энергия с нейтральным углеродным воздействием на климатическую систему, которая работает по принципу «выросло – использовано – возобновлено в следующем цикле». Создание агролесных комплексов в сельском хозяйстве помогает сохранить плодородие почв, а значит – обеспечивает стабильные урожаи, важные для продовольственной безопасности. Лес является основой для многих отраслей народного хозяйства. Нужно лишь грамотно распорядиться тем, что досталось от природы, проявить хозяйское отношение, чтобы сделать лес вечным, неиссякаемым источником богатства страны.

Существует странный стереотип, что Узбекистан, будучи страной с большими пустынными территориями, не имеет сколь-либо значительных лесов. Да, Узбекистан относится к малолесным странам. Но у нас есть много горных, тугайных (приречных) и, самое главное, пустынных лесов, которые образуют единый государственный лесной фонд. Восстановление, посадка и устойчивое использование лесных насаждений в пустынной местности может решить многие энергетически проблемы местного населения. К землям государственного лесного фонда относятся территории, как покрытые, так и не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

Общая площадь земель лесного фонда Республики Узбекистан по состоянию на 1 января 2009 года составляла 8,7 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью – 3,2 млн. гектаров. Лесистость территории республики составляет 7,2 процента.

Правительство Узбекистана выделяет большие бюджетные ресурсы на содержание и восстановление лесистости страны. Но степень успеха напрямую зависит от местного населения, от постоянно ведущейся просветительской работы с населением сотрудников природоохранных организаций и мотивации к личному участию каждого сельчанина. В то время как государство затрачивает средства на восстановление лесистости, дефицит энергетических ресурсов приводит к повсеместной вырубке лесов на дрова. Во время встреч и бесед с населением Сурхандарьинской области аксакалы упоминали 1 километр: именно на такое расстояние лес отступает выше в горы каждый год, именно столько территории, покрытой лесом, исчезает. А площадь тугайных лесов по сравнению с 1980 годом сократилась втрое.

Заготовка древесины на дрова
в тугаях Каракалпакстана

Последствия нерационального отношения к природному капиталу

Неустойчивое использование экологических
услуг леса

Получается, что государство затрачивает ресурсы на восстановление, но восстановления не происходит, потому что уровень потребления выше уровня восстановления. Причем потребителем является частный сектор.

Каждый год лесное хозяйство даёт цифры по количеству посаженных лесных массивов. Но, к сожалению, реальные цифры по лесистости зачастую недоступны по простой причине – нет сведений о величине потребления. Есть «плюс», а «минус» отсутствует. Существует дефицит финансирования для проведения инвентаризации, мониторинга и оценки лесных ресурсов, что является причиной отсутствия достоверной информации о землях государственного лесного фонда на площади более 5 млн. гектар. Также не существует рыночных механизмов планирования и организации рационального лесопользования на основе экономической оценки лесных ресурсов.

Интересные факты о лесе:

в лесу и даже в городских парках влажность воздуха на 15-30% выше, чем на неозелененых улицах и территориях;

температура воздуха в лесу в жаркую погоду на 4-8 градусов ниже, чем на открытом пространстве. (Эти оба пункта важны для нашего засушливого климата! И почему мы так усердно "обрезаем" деревья в городе?!);

с каждого гектара пашни без защиты лесами и лесополосами смывается азота в 2,5-7; фосфора в 2-6 и калия – в 3-5 раз больше, чем с защищенных полей;

в период засух и пыльных бурь 1 га лесополос высотой 10 м защищает поле площадью 25 - 30 га и на каждом из них даже в неблагоприятные годы обеспечивает прибавку урожая зерновых на 3-4 центнера, а на всей защищенной площади – на 75-120 центнеров. (Читайте статьи о полезащитных лесополосах на нашем сайте и в предыдущем выпуске новостного бюллетеня. Фермеры пока не сажают лесополосы, потому что не видят этих выгод по повышению плодородия почв и увеличения урожайности);

1 га 40 летнего дубового насаждения: Выделяет кислорода -14,0 тон, а поглощает углекислого газа - 18,0 тонн (этого у нас пока никто не считает, потому что денежной стоимости у экологических услуг пока в нашей стране нет)

Создается ситуация, когда деньги на восстановление леса государством выделяются, но восстановления не происходит. Значит, возможно, необходимо пересмотреть и что-то поменять в подходах к управлению лесными ресурсами.

Наше предложение – подключать частный сектор (местное население) к восстановлению леса и дать ему все возможные стимулы для проведения восстановительных работ. Частный сектор сделает эту работу быстрее, качественнее и дешевле. При подключении в лесовосстановительную работу частного сектора государственной структуре лесного хозяйства будет легче вести мониторинг и контроль. Как это можно сделать? Расширение прав на землю лесного фонда может стать ответом.

Таблица. Сравнение выгод для государства и местных жителей от краткосрочной и долгосрочной аренды земель лесного фонда.

Собственник

При краткосрочной аренде

При долгосрочной аренде

Государство

Затрачивает бюджетные средства на восстановление леса

Не затрачивает бюджетные средства на восстановление лесистости – деньги высвобождаются для других целей;

Лесистость не увеличивается за счет вырубки леса местным населением

Лесистость увеличивается за счет посадок леса местным населением на арендованных участках и восстановления естественной растительности на дополнительных землях лесного фонда;

На государственных органах лесного хозяйства лежат функции:

- Восстановления лесистости;

- Охраны леса от вырубок;

- Контроля за арендаторами

На государственных органах лесного хозяйства лежат только контрольные функции. Функции по восстановлению лесистости и охраны леса от вырубок ложатся на арендаторов, которые становятся ответственными за увеличение лесистости;

Государство получает ограниченный доход от аренды

Государство получает значительный доход от использования сданной в аренду земель за счет получения доли урожая

Местные жители

Не получают существенной выгоды от аренды земель, т.к. нет стимулов инвестировать

Получают существенную выгоду от долгосрочного использования земель, инвестирования и получения дополнительного урожая от арендованной земли.

Ранее было предпринято несколько попыток рассмотреть возможность аренды земель лесного фонда местным населением. Такие работы были проведены, например, в рамках работы проекта ПРООН-ГЭФ «Создание Нуратау-Кызылкумского биосферного резервата». Лесной компонент проекта тестировал возможность восстановления лесистости при помощи модели:

– Лесхоз сдаёт в аренду землю лесного фонда под посадку садовых и древесных культур (деревьев).

– Арендатор обязуется оплачивать аренду в объеме 50% получаемой продукции (доля может меняться) + обязанность по восстановлению естественной лесной растительности на определенной площади лесного фонда (цифра тоже должна обсуждаться).

Таким образом получалось, что сдаваемая в аренду земля лесного фонда должна покрываться древесными насаждениями (сады или плантации древесины) и дополнительная земля лесного фонда восстанавливается за счет арендатора. Бюджет в этом случае ничего не тратит на проведение восстановительных работ, а земля покрывается лесом. На лесхоз возлагается только контрольная функция следить за соблюдением арендатором обязательств согласно договору аренды.

Однако есть одно «но». Земли лесного фонда по закону можно сдавать лишь в краткосрочную аренду. Ранее ее срок составлял один год, с правом продления. Сейчас эта цифра увеличена до возможности продления аренды на 10 лет. Но в практику долгосрочная аренда земель лесного фонда так и не вошла. Обычно подписывается договор краткосрочной аренды с правом продления. Такой договор ставит арендатора в прямую зависимость от настроения и воли руководства лесхоза в каждый отдельно взятый год. А всем известно: чтобы получить доход от деревьев, нужно время. Т.е. арендаторам нужны твердые гарантии, что если они инвестируют в посадку сада или в плантации древесных культур, у них есть гарантии, что через время, когда сад или плантация начнут плодоносить, они будут иметь право на продукты. Такое возможно только при долгосрочной аренде. Например, как показывает опыт ПМГ ГЭФ по распространению фисташковых плантаций в Узбекистане фисташка начинает плодоносить только на 6-7 год, а в полновесное плодоношение вступает на 15-й год. Отсутствие гарантий по краткосрочному договору аренды создает громадный барьер для восстановления лесистости земель лесного фонда. Люди просто не хотят вкладывать деньги без гарантий. Поэтому основная рекомендация в этом вопросе – расширить возможность работы представленной схемы на срок до 49 лет, как обстоит дело с землями сельхоз назначения.

Плантация фисташки в Джизакской области

По всем показателям, теперешнее состояние краткосрочной аренды – это ситуация «lose-lose» (все – местное население и государство – в проигрыше), тогда как ситуация с долгосрочной арендой – ситуация «win-win» (все в выигрыше).

При этом, выше мы упоминаем лишь прямые издержки и выгоды, связанные с арендой земель лесного фонда. Можно было бы провести хороший анализ и подсчитать объем непрямых выгод от повышения лесистости частным сектором. Сюда входят и экономические выгоды от таких услуг леса, как развитие туризма и рекреации, и производство не древесных продуктов (ягод, лекарственных трав, грибов и др.) и сокращение эрозии почв и улучшение водоснабжения населения, не говоря уже о чисто экологических услугах (сдерживание углерода, производство кислорода, увеличение местообитания для биологических видов растений и животных).

В тени саксаульника (Бухарская область)

Другим примером снижения затрат государства на восстановление лесов был проект ПМГ ГЭФ «Восстановление тугайных лесов в долине реки Зарафшан – потенциал сохранения биоразнообразия региона», который был выполнен экологическим ННО «Зарафшан» в Самаркандской области. Целью проекта было увеличение площади тугайного леса в Акдарьинском районе Самаркандской области на территории в 10 га путем вовлечения местного населения в лесовосстановительную деятельность. Были протестированы следующие варианты:

– Лесхоз предоставляет в краткосрочную аренду местному населению орошаемую землю.
– Арендатор в оплату аренды обязуется провести восстановление леса на деградированных участках лесного фонда согласно принятым критериям.

В этом случае опять-таки государство может снять с себя бремя расходов по восстановлению деградированных лесных участков. В нашем случае, на общей площади тугайного леса в Акдарьинском районе в 205 га имеются обезлесенные участки примерно в 50 га. Местное население может провести восстановление леса, потому что имеет возможность сбора семян и подготовки черенков лоха, гребенщика, облепихи, боярышника. Восстановление лесистости будет стоить им лишь их времени и стоимости собственной работы. Государство, таким образом, сможет, не тратя бюджетных ресурсов, получить в результате восстановление леса. По заключенному договору арендаторы из числа местного населения получили без арендной платы 0,25 га поливной земли в личное пользование сроком на пять лет взамен на обязательства по уходу и охране вновь посаженных саженцев туранги на территории в 1 гектар. Таким образом, давая землю площадью в 1 га, государство получает 4 га орошаемых земель. Затраты его в этом случае сводятся только к упущенной выгоде от альтернативного использования сдаваемой в аренду поливной земли. К сожалению, проектом не было проведено глубокой экономической оценки затрат и выгод для всех сторон.

В рамках проекта были закуплены и посажены на проектных территориях 10 000 отводков туранги

Были проведены серии семинаров-тренингов, посвященных лесовосстановительной деятельности и ее практическим методам, а также альтернативным источникам дохода сельских жителей, которые имели основной своей целью уменьшение антропогенного пресса на тугаи со стороны сельских жителей (вырубка деревьев и кустарников, выпас скота, забор верхнего слоя почвы для собственных нужд и т.д.). Семинары проводились по следующим темам: «Проблемы устойчивого животноводства», «Выращивание на арендованных участках лекарственных растений для домашнего пользования и для реализации фармацевтическим фирмам», «Возможности укрепления кормовой базы в личных хозяйствах». Все эти семинары вызвали большой интерес со стороны сельских жителей, проживающих вблизи тугайных массивов.

Понимая, что будущее тугайных массивов в основном зависит от подрастающего поколения сельских жителей, ЭКО ННО «Зарафшан» провело большую просветительскую работу среди трёх сельских школ Акдарьинского района (школы № 14, 15 и 46). Для школ нами были проведены теоретические и практические семинары, посвященные методическим приемам заготовки черенков, сбору семян тугайных растений. Проведены семинары на тему: «Деревья – наши друзья», на которых были даны основы для формирования положительного отношения школьников к уникальным природным территориям на основе предметного и ясного понимания необходимости сохранения биоразнообразия региона. Были проведены семинары по инициированию создания при сельских школах клубов «Друзья леса». Для этого нами была разработана серия плакатов, посвященных биоценозу тугайного леса, животному и растительному миру тугаев и правилам поведения в лесу. Все эти плакаты и другой раздаточный материал были переданы трем школам для оформления клубов. Были также проведены теоретические и практические семинары по организации экологической тропы при сельских школах.

В рамках выполнения проекта ЭКО ННО «Зарафшан» проделало следующую работу: были выбраны три проектные территории на обезлесенных участках тугая в Акдарьинском районе. В ходе предварительных встреч в кишлаках Оксулот, Джарбута и Холдор участникам были представлены цель и задачи проекта и обсуждены возможности участия сельских жителей в процессах восстановления растительности тугаев. Для привлечения сельских жителей к реализации цели и задач проекта был представлен проект арендного договора между сельским жителем, который изъявит желание участвовать в процессе восстановления тугаев, и администрацией Акдарьинского районного лесхоза. Этот проект был одобрен и подписан восемью арендаторами – жителями кишлаков Джарбута, Оксулот и Холдор.

Реализация данного проекта явилась первой в Самаркандской области попыткой вовлечения сельского населения, живущего вблизи тугайных массивов, в лесовосстановительную деятельность совместно с соответствующими государственными структурами, такими как районный хокимият и районный лесхоз.

В заключение хотелось бы сказать, что существуют различные альтернативные методы и подходы к управлению землями лесного хозяйства. Как вы могли видеть выше, внедрение альтернативных подходов с долгосрочной передачей земли местному населению или предоставлением продуктивных орошаемых земель могут помочь лесовосстановительной деятельности. При достаточной политической воле, такие методы могут быть внедрены с четкими и явными выгодами для государства в виде:

– увеличения лесистости территории страны и всеми сопутствующими этому экономическими и экологическими выгодами;

– снижения расходов бюджетных средств на эту деятельность;

– улучшения благосостояния местного населения в результате вовлечения его в эту работу и получения им реальной выгоды от устойчивого восстановления и использования леса.

Черный саксаул на территории Экоцентра «Джейран» в Бухарской области

За дополнительной информацией обращайтесь к следующим специалистам:

Деушева Гаухар Газизовна,
кандидат биологических наук
Тел.: +998 91 521 33 82 (моб.),
e-mail: gauhar-d@rambler.ru

Белялова Лейла Энверовна,
кандидат биологических наук
Тел.: +998 90 521 15 72 (моб.),
e-mail: leylya_bird@rambler.r