Опустынивание и Деградация Земель. Как остановить эти процессы?
В последнее время мир сотрясают различные стихийные бедствия и экологические катаклизмы. Мы все чаще слышим о наводнениях, землетрясениях и засухе. В разных частях света происходят свои локальные изменения и не всегда в лучшую сторону. И изменения эти как показывает история развития земли носят локальный характер лишь внешне, на самом деле они глубоко взаимосвязаны и связь эта мировая. Где-то бушует вода и не дает возможности посадить что-либо, а где-то завывает суховей и уносит последнюю надежду напоить водой посевы.
Из всей поверхности земли (суши) 41,3 % занимают засушливые земли. Представляя значительную долю земельных площадей эти земли нельзя относить к бросовым, вышедшим из оборота. На этих землях, хоть и не совсем комфортабельно, но можно жить и немалую часть этих земель составляют горные массивы.
Регион Средней Азии располагаясь в континентальной части материка остро испытывает водный дефицит. Ощущается это и на территории Узбекистана. Узбекистан страна с сухим континентальным климатом. Густонаселенная, бурно развивающаяся страна и одной из приоритетных задач для руководства страны должно быть, и является обеспечение ее экологической безопасности.
Основная часть населения живет в сельской местности и традиционно занимается земледелием. Традиционное земледелие, которым люди занимаются из поколения в поколение истощает землю. Естественные процессы водной и ветровой эрозии вносят свой вклад в потерю плодородного слоя земли, усиливая процессы деградации. Для восстановления плодородного слоя толщиной в 15 см. необходимого для нормального возделывания с/х культур, требуется около 3000 лет, но при неправильном обращении с ним, он может быть потерян (разрушен или унесен ветрами и водой) всего за один полевой сезон!
Многие предгорные и долинные районы стали испытывать нехватку воды. Из-за отсутствия воды многие земли выходят из с/х оборота, используются в качестве пастбищ. Продуктивность таких пастбищ невысока и эти земли, как правило претерпевают большую нагрузку из-за увеличивающегося поголовья скота у населения. Скот выбивает имеющуюся растительность, не давая ей восстановиться. Земли стремительно деградируют. С этих земель больше происходит испарение влаги, чем выпадает осадков. Пустыни разрастаются, порою на глазах забирая в свой актив некогда плодородные земли.
Темпы деградации земель усиливаются из года в год, и за исторический период своего развития человечество потеряло около 2 млрд. га плодородных земель, что намного больше, чем сегодня занято под пашни и пастбища. Происходящее повсеместно в маловодных регионах опустынивание и засуха являются общепризнанными экологическими проблемами, препятствующими устойчивому развитию общества.
В 1994 году ООН была разработана и вступила в силу Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и деградацией земель (КБО ООН).
В значении устойчивого развития и согласно КБО ООН деградация земли, определяемая как “временное или устойчивое снижение плодородия почвы в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека” считается глобальной проблемой, связанной с опустыниванием в засушливых, полузасушливых и сухих субвлажных зонах, называемых обычно засушливыми зонами (к ним не принято относить пустыни). Деградация почвы, в свою очередь, - это снижение биологической и экономической продуктивности наземных экосистем, включая почвы, растительность, другую флору и фауну, и экологические, биогеохимические и гидрологические процессы, наблюдаемые в этих системах.
По оценкам специалистов, 2.6 миллиарда людей живущих в засушливых районах более чем ста стран мира страдает от последствий деградации почвы и опустынивания, процессы которых затрагивают более 33 % земной поверхности. Приблизительно 73% природных пастбищ в засушливых районах в настоящее время подвергаются деградации, плюс 47% низкоплодородной богары и существенный процент орошаемых пахотных угодий.
В Узбекистане процессам опустынивания подвержены обширные песчаные, глинистые и солончаковые равнины и предгорья практически по всей территории Республики.
Узбекистан одним из первых (13 страной из 193 стран-членов Конвенции) подписал Конвенцию по борьбе с опустыниванием и засухой (07.12. 1994 г.). Олий Мажлис ратифицировал ее 31.08. 1995 г.
В 1999 году была принята Национальная Программа действий по борьбе с опустыниванием. Программой были определены основные приоритеты страны по выполнению КБО ООН и ряд мер, принятие которых должно было обеспечить сдерживание процессов опустынивания, деградации и предупреждения засух. Одной из таких мер, было создание системы наблюдений и контроля по проблемам опустынивания и засух и внедрение современных методов мониторинга.
Изучением процессов опустынивания и оценкой их влияния на окружающую среду занимаются специалисты в рамках грантов и международных проектов. Но эти работы ведутся не на постоянной основе и несут эпизодический характер. К сожалению, по сей день государственной системы мониторинга не существует, хотя как уже говорилось, это должно входить в категорию приоритетных задач государства.
В настоящее время в стране, ряд министерств и ведомств ведет мониторинг и оценку процессов опустынивания. И у каждой организации есть определенные обязательства по тому или иному виду мониторинга.
Наиболее актуальным в настоящее время является вопрос, насколько эффективно используется имеющаяся информация местными органами власти (хокимиятами) по деградации и опустыниванию в экономических целях – в целях принятия решений производственного использования земель.
В настоящее время в стране имеется много отчетов документирующих различные параметры для определения степени деградации земли, но эти оценки разрознены и нет механизма для проведения всестороннего анализа процессов опустынивания и вопрос системы мониторинга опустынивания требует своего решения.
Для определения эффективных методов борьбы с надвигающимся опустыниванием и деградацией земель нужно четко понимать весь механизм глобальности этих процессов. Необходимо собирать информацию по состоянию деградации земель и тому, что происходит с процессами опустынивания. Эта информация чрезвычайно важна и необходима для многих лиц, начиная с лиц принимающих решения в ведомствах, представителей местных органов власти, ученых, специалистов и заканчивая самими землепользователями – фермерами, т.к. фермер может дать предметную оценку результатам применения той или иной практики.
Учитывая широту аудитории использующей такую информацию, необходимо чтобы имеющаяся информация была представлена в понятной и удобной для восприятия форме, она должна наглядно показывать имеющиеся проблемные территории и описывать процессы изменения этих территорий в пространстве и во времени.
Имеющаяся информация по борьбе с деградацией земли в стране должна предоставляться в Конвенцию БО ООН в виде отчетов на основании разработанных критериев и технических требований к показателям. Эти показатели для каждой страны, помогают отслеживать процессы ОДЗ (опустынивания и деградации земель) и принимать правильные решения, основанные на понятных и необходимых данных. Эти данные из разных стран должны согласовываться между собой. Разработанные и предложенные КБО ООН показатели в настоящее время вызывают ряд трудностей для их использования. Причиной тому может быть недостаток или разрозненность информации. Для разработки отчетности был использован так называемый «индикативный» подход.
Индикативный подход - это процесс формирования и использования системы параметров (индикаторов). Индикаторы – это статистика или меры, связанные с условиями, изменениями качества или состояния ценного предмета или объекта. Они предоставляют информацию и описывают состояние конкретных явлений и полезны для мониторинга изменений, обеспечивая возможность сравнивать тенденции и прогресс в течение длительного периода времени. Главный вызов в определении индикаторов состоит в том, что необходимо выбрать те из них, которые являются достаточно представительными, но, в то же самое время, легки для понимания и просты в измерении на регулярной основе.
Индикаторы можно также назвать количественными или качественными факторами или переменными, которые предоставляют простую и надежную основу для оценки достижений, фиксации изменений, связанных с вмешательством в процесс развития и определения степени выполнения той или иной задачи. Индикатор - единица информации, измеряемая в течение долгого времени, которая может помочь продемонстрировать изменения определенного состояния. В нашем случае, цель или задача могут иметь множество индикаторов.
Предлагаемый проект будет решать проблему отсутствия информации оценивающей состояние процессов ОДЗ через создание системы индикаторов, которые будут являться основой для развития мониторинга ОДЗ в Узбекистане.
скачать проектный документ (размер файла 79 КВ)
скачать бюджет проекта (размер файла 57 КВ)