Нужно ли журналистам что-либо знать про окружающую среду? Конечно же нужно. Ведь именно они являются "рупором", через который можно донести информацию до людей, изменить их отношение к чему-либо.
В нашем конкретном случае мы пытались что-то сделать, чтобы люди больше понимали о природе, о её функциях, и за счет улучшения своих знаний изменяли бы своё поведение, отношение ко всему окружающему. К сожалению, в настоящий момент люди знают очень мало о важности и о сущности функций, которыми обладает природа и делиться с нами. И что прискорбно, даже журналисты не знают многого.
Зная это, Национальная Ассоциация Электронных Средств Массовой Информации (НАЭСМИ) вышла с предложением в ПМГ ГЭФ о проекте. Проект был нацелен на восполнение пробела в знаниях журналистов по природоохранной тематике. Конечно всего мы сделать не планировали. Эта работа просто колоссальная и требует многолетних усилий всех возможных партнеров. Мы планировали сделать только малую часть, но всё-таки сделать что-то. И вот что именно:
Во-первых, должны были быть подготовлены учебные материалы по трем основным тематикам работы ГЭФ:
по биоразнообразию;
по изменению климата;
по деградации земель.
Из всех задач проекта, к сожалению, только эта задача была выполнена. Материалы были подготовлены молодыми специалистами, и мы хотим выразить им нашу искреннюю благодарность. Команда специалистов состояла из:
Александры Поварич – член Молодежной Экологической Сети (МЭС) и автор всех рисунков, которые вошли в пособие. Она, кстати, любезно предоставляет рисунки для многих объявлений ПМГ ГЭФ. Александра была ответственна за написание части по биоразнообразию;
Юрия Мун - члена и большого идейного вдохновителя Молодежной Экологической Сети (МЭС) и его координатора в настоящий момент. Юра писал часть по изменению климата;
Олега Ивановича Царук – самый опытный в составе участник. Он писал часть по деградации земель.
Но учебные материалы - это не просто набор текста для чтения. Опытные специалисты с Вестминстерского Университета (Елена Волкова и Лобар Мухамедова) подготовили методические руководства для тех, кто будет проводить учебные тренинги по данным учебным материалам.
Сейчас учебное пособие состоит из 2-х частей:
1) материалы для чтения и ознакомления с тематикой; и
2) пошаговые инструкции как проводить занятия по данным материалам.
Фактически любой заинтересованный человек, любой преподаватель ВУЗа или школы, может взять эти материалы, прочитать их и провести занятия. Мы постарались сделать данные материалы настолько доступными и простыми, насколько возможно; чтобы это было и интересно и понятно для сознания любого человека.
Материалы были протестированы один раз среди журналистов НАЭСМИ на учебном семинаре 17-18 сентября 2009 года. Это был пробный семинар. Сюда были приглашены журналисты и редакторы членов НАЭСМИ. Семинар был направлен не столько на повышение знаний журналистов, сколько на апробацию материалов. Конечно же, журналисты получили массу новой и полезной информации по природной тематике. Причем, всё это было сделано не в виде лекций, презентаций, а в виде нормальной работы, где центром работы являлись участники семинара. Это подход, который мы всегда пропагандируем во время проведения наших обучающих событий – «Не просто давай информацию, а помогай людям самим получить эту информацию и помогай им правильно её проанализировать и заполнить».
Сейчас любой желающий может свободно скачать, использовать и распространять эти учебные материалы. Эти материалы есть также и на узбекском языке (см. узбекскую версию сайта)
Скачать учебное пособие по биоразнообразию, изменению климата, и деградации земель в формате Word (3.7 МБайт)
Скачать учебное пособие по биоразнообразию, изменению климата, и деградации земель в заархивированном виде (2.7 МБайт)
Уже сейчас есть заинтересованность нашего братского большого ГЭФовского проекта по сохранению тугайных лесов в переводе материалов и на каракалпакский язык. Мы надеемся, что и в Каракалпакии их смогут оценить.
Вторая задача проекта заключалась в проведении серии тренингов по всей стране для журналистов НАЭСМИ. Планировалось, что тренинги пройдут:
в г.Ургенче для журналистов Хорезмской области и Каракалпакстана;
в г.Бухаре – для журналистов южного региона – Сурхандарьинской. Кашкадарьинской, Бухарской и Навойской областей;
в г.Самарканде – для журналистов Самаркандской. Джизакской и Сырдарьинской областей; и
в г.Ташкенте – для журналистов Ташкентской области и всех областей Ферганской долины (Ферганской, наманганской и Андижанской областей).
К большому нашему сожалению НАЭСМИ так и не смогло решиться на проведение учебных тренингов и ни один из них так и не состоялся. Очень жаль. Уровень подготовки журналистов в области рационального использования природных ресурсов всё также останется на довольно низкой планке.
Третьей задачей проекта было посмотреть, как журналисты усвоили полученные знания, объявив реальный конкурс по работам журналистов теле и радио студий страны. Мы объявили конкурс, в надежде, что тренинги будут проведены. Но так и не получили результата по второй задаче, а следовательно и эффективность конкурса была заранее подорвана.
Тем не менее, мы рады, что попытка состоялась. Пусть она была неудавшейся. Проект хотя бы всё-таки дал дорогу в мир учебным материалам и, мы надеемся, что они принесут пользу другим людям. А журналисты будут развиваться другими путями. Мы надеемся, что их уровень вырастет, пусть не через усилия ПМГ ГЭФ.
Подробнее о деталях проекта вы можете ознакомиться из проектного документа:
скачать проектный документ